Если считаете, что нанесенное оскорбление или негативная информация затрагивают Ваше национальное достоинство, религиозные чувства, если Вам поступают угрозы физической расправы, если в Интернете или печатных СМИ Вы обнаружили информацию, которая рекламирует и пропагандирует наркотики, может причинить вред несовершеннолетним детям, то в таком случае необходима комплексная психолого-лингвистическая экспертиза.
Если эксперт-лингвист выявит слова и выражения, унижающие честь, достоинство и деловую репутацию либо оскорбления, угрозы, высказанные в Ваш адрес, то эксперт-психолог на основе выводов лингвиста установит, способна ли такая информация оказать психологическое давление на адресата, повлиять на его мировоззрение, побудить к противоправным действиям и т.п.
Объектом психолого-лингвистической экспертизы является текст как продукт речевой и коммуникативной деятельности автора текста.
Под текстом в данном случае понимаются письменные тексты (книги, статьи, жалобы, договоры, проекты, надписи, объяснения, протоколы, записки, предсмертные записки и др.), монологические и диалогические тексты, зафиксировавшие факт реальной коммуникации, реклама, видеоролики, эмблемы, товарные знаки, карикатуры, плакаты, слайды и др.), тексты интернет-коммуникаций (переписка в социальных сетях, блоги, форумы, обращения, комментарии, посты, общение по скайпу и др.).
В ходе исследования анализируется содержание текста и его смысловая направленность, в том числе явная и скрытая; выявляется авторская принадлежность текста, эмоциональное состояние автора, намерения и мотивы, побудившие его создать и распространить данный текст; определяется адресат текста, признаки и средства психологического воздействия текста на адресата, особенности воздействия данного текста на адресата.
Особую актуальность данная экспертиза приобрела в последнее время, когда несовершеннолетние граждане нашей страны имеют практически свободный доступ к любой информации, размещенной в интернет-пространстве.
Психолого-лингвистическая экспертиза проводится при рассмотрении следующих категорий дел:
-
Реклама и пропаганда наркотиков.В этом случае перед экспертом могут быть поставлены следующие типовые вопросы:- содержится ли в представленных материалах положительная оценка использования наркотических средств (далее – НС), психотропных веществ (далее – ПВ) и их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее – ПАВ);- какова цель рекламы и пропаганды представленных в материалах средств;- содержится в представленных материалах информация о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения каких-либо НС, ПВ и их аналогов, новых потенциально опасных ПАВ и преимуществах их использования;- содержатся ли в представленных материалах признаки побуждения к легализации НС, ПВ и их аналогов, новых потенциально опасных ПАВ;-упоминаются ли в материале вербальные и невербальные средства, побуждающие к употреблению НС, ПВ и их аналогов, новых потенциально опасных ПАВ и/или предпочтению одного средства перед другим?
-
Действия против половой неприкосновенности и половой свободы личностиВ этом случае перед экспертом могут быть поставлены следующие типовые вопросы:-содержатся ли в представленном материале признаки побуждения/принуждения к совершению действий сексуального характера? Если да, то в какой форме: просьба, требование, предложение, совет и пр.;-имеются ли в представленном материале признаки вербальной агрессии в форме угрозы;-имеются ли в высказываниях собеседника в адрес несовершеннолетнего признаки побуждения к действиям, имеющим отношение к половой сфере человека, являются ли выявленные высказывания нарушением норм коммуникативной этики в конкретной речевой ситуации;-идет ли в разговоре/переписке речь о совершении действий сексуального характера в обмен на получение денежных средств;-могут ли действия N оказать негативное влияние на процесс формирования системы ценностей и мировоззрения несовершеннолетнего, а также приводить к искажению его психосексуального развития;-на что направлен представленный текст: на пробуждение нездорового сексуального интереса у несовершеннолетнего, возбуждение нездорового полового влечения или на удовлетворение его половой страсти;-оказывает ли текст отрицательное, развращающее воздействие на развитие несовершеннолетнего, формируя правила непристойного, безнравственного поведения в межполовых отношениях;-является ли переписка между N и несовершеннолетним разговором или беседой на сексуальные темы интимного характера?
-
Нарушение закона о рекламеВ этом случае перед экспертом могут быть поставлены следующие типовые вопросы:-что является объектом рекламирования? Каковы основные характеристики рекламируемого продукта/услуги? Имеется ли в представленном тексте информация о рекламодателе? Если да, то каков ее характер;-кому адресован представленный рекламный текст;-имеются ли в представленном тексте нарушения коммуникативно-этических норм;-содержатся ли в рекламном тексте слова и выражения, имеющие неприличную форму;-направлена ли информация в рекламном тексте на формирование негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждает таких лиц?
-
Проявления экстремизма и терроризма, содействие террористическим действиям (вербовка и др.), признание материалов экстремистскимиВ этом случае перед экспертом могут быть поставлены следующие типовые вопросы:-содержатся ли в представленном тексте материале признаки побуждения (в т.ч. в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным, разрушительным) против какой-либо группы, выделенной по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, или против представителей такой группы;-содержатся ли в представленном материале признаки обоснования или пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека (группы лиц) по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии;-демонстрируется ли в представленном материале нацистская атрибутика или символика либо сходная с ней до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма);-содержатся ли в представленном тексте (материале) признаки оправдания каких-либо действий (в т.ч. насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделенной по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, либо ее отдельных представителей;-содержатся ли в представленном материале признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии;-содержатся ли в представленном материале признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии;-содержатся ли в представленном материале высказывания, призывающие и/или побуждающие к совершению террористической деятельности либо оправдывающие/обосновывающие её необходимость;-содержатся ли в представленном материале признаки оказания психологического воздействия на аудиторию, в чем именно они выражены и на какие цели направлены;-использованы ли в информационном материале специальные средства для целенаправленной передачи характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок, а также призывов и/или побуждений к действиям против какой-либо нации, расы, религии, социальной группы или отдельных лиц, как ее представителей;-могут ли влиять использованные в представленном материале словесные средства, приёмы речи и т.д. на формирование массового сознания и служить мировоззренческой основой к противоправной деятельности какой-либо нации, расы, религии, социальной группы или отдельных лиц, или ее представителей;-имеются ли в представленном материале признаки публичности, направленности на формирование массового сознания и мировоззренческих установок. В чем именно они выражены;-кому адресован представленный материал и какое воздействие он призван оказать?Все вопросы могут корректироваться в зависимости от конкретной ситуации и материала.
-
-
На исследование необходимо предоставить:
1. Запрос юридического или физического лица на проведение комплексной психолого-лингвистической экспертизы либо постановление следственного органа.
2. Материалы, требования к которым зависят от типа исследуемого объекта:
а) если исследованию подлежит письменный текст, то необходимо предоставить оригинал издания, при невозможности – копию всего издания в печатном и электронном варианте (в форматах WORD и PDF).
б) если исследованию подлежат тексты, опубликован¬ные в сети Интернет, или материал, представляющий собой часть контента какого-либо веб-сайта или веб-страницы, то необходимо представить скриншот и копию данного материала в формате WORD с указанием адреса интернет-публикации, а в некоторых случаях – протокол осмотра объекта;
в) если исследованию подлежат объемные аудио- и видеофайлы, то они могут быть переданы через интернет-файлообменники или закачаны на Яндекс-Диск с указанием соответствующей ссылки-адреса. Эти материалы должны сопровождаться расшифровкой в виде письменных текстов в формате WORD;
г) если исследованию подлежит сайт, необходимо предостав¬ить архив веб-сайта целиком на CD с указанием момента создания архива.
Предварительный анализ спорных материалов проводится бесплатно в среднем в течение 2-3 дней. Если на предварительный анализ представлен объемный материал (3 и более публикаций, материалы дела), требующий от эксперта значительных временных затрат, то с Заказчиком заключается договор на проведение экспресс-анализа, стоимостью от 5 до 10 тысяч рублей.